Title: LX
Author: Viva Calman
Date: 2022-07-22 13:00:12
Correction code: 165849070287075

Как и обещал ранее, пишу заметку про свой новый "старый" фотоаппарат.

С тех пор, как я более-менее начал заниматься пленочной фотографией, я был, да и остаюсь поклонником марки Pentax. Это несложно заметить хотя бы по тому, что у меня почти вся техника, включая цифровик, тоже от этого производителя. Я сразу скажу, тут не надо искать какую то логику, тут скорее синдром утенка, и единственное "физическое" оправдание этой любви я могу выразить в очень простой совместимости байонета K и старых советских (и не только) объективов на M42. Учитывая некоторое количество этих стекол в запасе, очень удобно, что их можно использовать в работе без всяких дополнительных и дорогих плясок (хотя тут бабушка надвое сказала, я уже писал, что дешевый переходник может отправить вам камеру в дорогой ремонт). А в остальном — идеальных камер нет, каждый использует то, что нравится, лежит в руках, отвечает требованиям или есть в наличии.

Из пленочных пентаксов у меня все эти годы были две машинки — Spotmatic и Pentax ME Super. Про обе камеры я рассказывал, кадры с обеих камер неоднократно появлялись под тегом "фотопост", но если коротко, Спотматик — это такой "Зенит здорового человека", легкий, с нормальным экспонометром, МЕ-шка — это просто универсальная, легкая и компактная машинка, которая умеет делать все, что от нее требуется. МЕ-шка у меня прошла небольшой, если его можно назвать, ремонт, пофиксивший уставший за годы использования контакт экспонометра, но других косяков я за ней не замечал. Спотматик, хоть и на голову ушибленный (буквально, я опасаюсь, что пентапризма в нем треснула, да и на ее кожухе виден след прикладывания об асфальт), работает без нареканий.

Но все эти годы моей мечтой оставался ОН. Венец развития линейки классический пленочных пентаксов, последний и самый навороченный, после которого наступили девяностые с невыносимым "пластмассово-эргономическим" дизайном. Pentax LX.

Говоря совершенно серьезно, это один из самых навороченных и топовых фотоаппаратов своего времени. Умеет все, что нужно уметь фотоаппарату, но ничего лишнего. Лишнее добавляется аксессуарами. Машина топового уровня и, без шуток, вполне профессиональная. Последнее, впрочем, если глядеть из настоящего, является скорее недостатком.

Но тем не менее, в наличии сменные пентапризмы (правда, докупать их надо отдельно), куча режимов установки выдержки, очень хороший экспонометр, окошко, показывающее в видоискателе значение установленной диафрагмы (если точнее, что там показывается, зависит от конструкции объектива и от положения на нем этой самой шкалы). Упомянутая куча аксессуаров.

Я мечтал об этой камере года с 2014го. Но, к сожалению, что сейчас, что тогда, ситуация с покупкой бывшего в употреблении Pentax LX соответствует традиционному "два из трех", и варианты выбора предлагаются такие: "Полностью рабочий", "Не убитый интенсивным использованием", "Не за конские деньги". Это было актуально восемь лет назад, это еще более актуально сегодня. Найти на авито LX, про который продавец напишет "полностью исправен" — это большая проблема. "Полностью исправен" и не стоит, как новая фулл-фреймовая цифрозеркалка — наверное нереально. Ebay тут тоже не помощник, там 99% аппаратов — это "Цыган-эдишон" с золотом и кожей, за ту же цену, что у нас просят в рублях, только в долларах. На профессиональных фотобарахолках обычно появлялись камеры в состоянии "на троечку", бывшие репортерские, на которые отхлопали не одну сотню пленок, и при их покупке вопрос "сколько еще протянет знаменитый титановый затвор?" превращается в лотерею.

Так что я сразу скажу, у моего пентакса есть минорный дефект. Его даже, наверное, можно починить, но он достаточно незначительный и я его просто не замечаю. Он выражается в том, что механический флажок, который должен отображать установленную выдержку в видоискателе, не работает и загнан куда-то за край. Так как я обычно смотрю выдержку перед тем, как делать снимок, видеть ее в видоискателе мне не особо нужно — это все же для тех, кто на ходу щелкает кадр за кадром, в перерывах меняя настройки, не отрывая глаза от окуляра. Насчет починки — я смотрел сервисный мануал, конструкция состоит из веревочки и пружинки, но знаете, вскрывать камеру у меня пока желания нет. В общем, работает — не трогай.

Другие LX-ы, которые я видел на авито, имели дефекты от "болтается ручка перемотки пленки", до "ну, зеркало залипает, но мамой клянусь, все работает". С зеркалом — это известный дефект, лечится заменой демпферов в мастерской и, наверное, даже стоит того, но мастерскую еще надо найти, их вроде как всего несколько штук на страну, если вообще не одна единственная (разумеется, в Москве).

Какие впечатления от камеры? Ну, как только я взял ее в руки, я просто почувствовал — это "Вещь". С большой буквы. Фотоаппарат довольно увесистый, но не тяжелый. Он крупнее ME-шки и пошире "Зенита" но в руках лежит неплохо. Снимать удобно. У моего стоит не совсем родная пентапризма, однако я не совсем представляю, чем они между собой отличаются, так что оставлю это без комментариев. Управление камерой привычное для любого пентаксиста, тот же барабанчик выдержек, кнопка затвора с блокиратором, можно подергать диафрагму рычажком автоспуска, отжав его в сторону объектива. Тактильное удовольствие от работы передать словами сложнее. Просто, проворачивая рычаг взвода, кончиками пальцев ощущаешь, что внутри шуршит механика. Затвор у камеры, к слову, тоже механический, и стреляет по всему диапазону даже без батареек. Реально, чудо техники какое-то, можно аж на 1/2000 снимать. И, как показала практика, для ночных съемок этого диапазона тоже прекрасно хватает.

Первую отснятую на него пленку можно увидеть в предыдущей заметке и это, к моему удивлению, очень удачная пленка. Посмотрим, какой будет вторая, там тоже эксперимент (скорее всего, провальный, но вдруг!)

Очень, очень приятный аппарат. Я думаю, что в плане 35мм я достиг для себя верха развития. Теперь если что-то и покупать, то чисто для развлечения и поиска способов интересно испортить пленку. Ну или уже "в запас". А поводу "стоит ли хотеть такой себе?" я четкого ответа дать не могу. Человек, который хочет такие камеры, должен осознавать с чем он может столкнуться. Как ни крути, камерам такого уровня почти сорок лет и, даже собранные с технической культурой восьмидесятых, они уже близки к выработке своего ресурса. Хорошо, если камера все это время лежала на полке у запасливого дедули, плохо, если камера была у бывшего фотокорреспондента, прошла через огонь и воду и теперь не распадается на атомы лишь потому что собирали ее в эпоху, когда умели делать вещи. Это сложная техника, ее сложно и дорого чинить. Запчасти в 99% будут взяты из уже мертвых доноров, что автоматически будет означать их меньший ресурс, чем в случае, если бы они были новыми. Стоит ли тактильное удовольствие и интерес использования такого риска — каждый решает сам. Для меня — вполне стоит.

^HOME